Поэты без критики или чем дышит современный литпроцесс?
Шир
око раскинулось современное литературное поле. В нём, как в том афоризме, расцветают все цветы и прекрасные, и ужасные, и лечебные, и ядовитые, и культурные злаки, и сорняки, и многолетники, и сезонные однолетние цветуёчки. Плотину литбарьеров против Тихого океана Великой Русской Графомании прорвало, и сегодня уже мало кто понимает, что происходит в современной русской литературе и, в частности, в поэзии. Литбарьеры в виде издательств, журналов, критиков рухнули под невиданным напором признанных (!!!) в определённых, пусть и немногочисленных (а кто сейчас признан в многочисленных?) кругах авторов, пришедших из Интернета, из Литинститута, из тусовки, из подполья, с улицы, из ниоткуда. Их тьмы, и тьмы, и тьмы. Понять, что они пишут невозможно, ибо пишут они много и надо посвятить всю жизнь изучению этого невиданного массива народного творчества. Но такого желания ни у кого из держателей литбарьеров не наблюдается. Издательства, журналы и критики судорожно выхватывают из мутного потока поэтического мейнстрима однодватри имени, неуверенно поднимают на щит, утверждая, что это и есть ярчайший представитель того моря, что разлилось на родных просторах. Но тут же начинаются вопли невыхваченных. Критики, мол, побоялись замарать ручки свои и ножки и выхватили то, что плохо лежало или проплывало срамно близко к кисельным берегам, ан мыто, солнца и созведия, проплывали подале.
Критики и редакторы, большинство из которых сами же и поэтописатели, мало того, что утратили ориентацию и в связи с этим и некоторый интерес к теме, так ещё и взобрались на кочки, дабы сообщить, что критика умерла, а поэзия вечна, посему долой её, долой, эту вашу критику, мать нашу. В итоге критику начинают писать все, кому не лень, а не лень иногда таким персонажам, о которых впору писать новые «Мёртвые души». Издатели же в свою очередь делают странные телодвижения, выпуская на свой вкус и цвет книжки весьма сомнительной литературной, да и просто полиграфической ценности.
Бедный же наш читатель, особливо не пареный в московских богемах, читает себе единственно общедоступную в провинции «Литературную газету» и узнаёт много нового о современном литературном процессе так много, что кажется, будто газета эта перепечатывает саму себя давности эдак 30летней.
Что же делать, как же быть? возникает резонный вопрос. Хочется ответить на него просто и ясно: вот вам, дорогие читатели, авторы, а вот вам, дорогие наши, и критики. И вот пусть же они посмотрят в глаза друг друга и честно скажут, что друг о друге думают. Получится ли честно? не знаем. Однако хотелось бы. Будь русская критика политкорректной, торжествовали бы в русской литературе Маринины и Дементьевы. Впрочем, и так уже торжествуют. Куда уж дальшето?
Конечно, никаких точек над иностранными буквами ставить мы не намерены, да и права такого не имеем. Потому и курс наш назвали «Критический минимум», ибо начинать надо не спеша. А там уж само пойдёт. Не остановишь.
Итак, представляем Вам совместный проект Литературного клуба «Классики XXI века» и Культурного центра «Булгаковский Дом» при участии журнала «Культпоход» КРИТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ. Цикл вечеров с периодичностью примерно раз в одиндва месяца, в которых участвуют две главных стороны литературного процесса: поэты и критики, литературные редакторы иже с ними.
В проекте принимают участие поэты: Дмитрий Воденников, Максим Амелин, Санджар Янышев, Николай Звягинцев, Андрей Родионов, Алина Витухновская, Сергей Соловьёв, Елена Шерстобоева и критики и литературные редакторы: Павел Крючков, Ольга Ермолаева, Мария Галина, Людмила Вязмитинова, Юлия Качалкина, Сергей Арутюнов, Александр Вознесенский, Виктор Куллэ, Юрий Ракита, Евгения Вежлян и др.
Координаторы проекта Елена Пахомова, Андрей Коровин, Евгения Вежлян
Генеральный информационный спонсор проекта
«Всемирная Литафиша»